Антикоррупционеры теперь знают как проверять доходы чиновников

57

Почти четыре месяца прошло с тех пор, как чиновники самого высокого уровня подали электронные декларации, и только теперь в Минюсте определились с правилами их проверки.

“Теперь Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции имеет механизм для проверки электронных
деклараций и может ее начать”, — отрапортовал глава Минюста.

Поэтому как будет происходить анализ электронных отчетов чиновников? Позволит утвержден Порядок проверки отчетов вывести их на чистую воду? Об этом — в разговоре газеты «Экспресс» с председателем совета «Общественного люстрационого комитета», координатором коалиции «Декларации под контролем» Александрой Дрик.

— В чем именно будет заключаться проверка?

— Первый этап — логический и арифметический контроль. Он должен происходить автоматически-с помощью специального программного обеспечения, которого в НАЗК пока нет.

Логический и арифметический контроль охватывает две составляющие. Первая составляющая предполагает изучение сведений в декларациях: например, сравнение доходов с расходами. Вторая составляющая — сравнение деклараций между собой (например, за разные годы) и сравнение указанных данных с данными в реестрах. Такое сравнение также делать с использованием автоматических средств.

Правду говоря, возмущает то, что сравнение деклараций с данными реестров причислили к логическому и арифметическому контролю (а это лишь подготовительный этап, а не полная проверка). Почему? Ибо автоматизированной системы пока нет и неизвестно, когда будет. Кроме программного обеспечения, нужны еще и утверждены НАЗК соответствующие правила. Пока эти правила не утверждены и декларации, которые уже были поданы (то есть вся «первая волна»
— должностные лица), считаются такими, что прошли логический и арифметический контроль в части составляющей-1″.

Это означает, что НАЗК не будет сравнивать данные (доходы — расходы, официальная зарплата — имеющиеся денежные активы, доходы — недвижимость и так далее) в декларациях чиновников вообще. А сравнение с другими декларациями и
данным из реестров не будут проводить, пока НАЗК не будет иметь технической возможности, которую они в ближайшие годы не планируют иметь (в бюджетном запросе НАЗК на 2017-2019 годы расходов на разработку и внедрение
автоматизированной системы проверки деклараций не предусмотрено).

— Какой этап следующий?

— Второй этап — полная проверка деклараций. Согласно утвержденным правилам, НАЗК в течение 15 дней после получения информации от физических или юридических лиц, из СМИ или других источников о недостоверные сведения в
декларации обязано принять решение о проведении полной проверки.

В таком случае проверка информации в реестрах будет происходить в ручном режиме. Отмечу, что на сегодня у агентства есть доступ только к 9-ти из 22 реестров. Кроме того, НАЗК может обращаться с запросами государственных органов, граждан или их объединений, в суд (если нужен доступ к информации о финансах), в компетентные органы иностранных государств (если нужна информация о недвижимости за рубежом, которую декларант указал в отчете). Но здесь есть нюанс: согласно принятому Порядку, НАЗК может уточнять данные, указанные в декларации. Если же в отчете чего-то не указано, однако есть обоснованные подозрения считать, что оно там должно быть, НАЗК не имеет права этого спрашивать…

— Сколько времени НАЗК будет на проверку?

— 60 дней. В некоторых случаях срок проверки может быть продлен еще до 30 дней. Если за это время НАЗК не сможет получить сведения, нужные для проведения полной проверки, если суд или компетентный орган иностранного
государства будет затягивать с предоставлением агентству доступа к информации, то НАЗК обязано проверить декларацию по имеющимся у него сведениям. А это означает, что результаты проверки могут быть некачественными и неполными.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ