В школах развитых стран «1 сентября» — обычный день без цветов и линеек. Опыт Канады

2

Мать спросила по электронной почте, какие цветы мы понесем в школу в первый день занятий. Я сначала не понял вопрос. Какие цветы? Зачем? Куда их нести? А потом вспомнил, что в детстве школа действительно начиналась с линейки, белых рубашек/ фартушков и букетов учителям. Все это осталось в «прошлой жизни»: в Квебеке все проще. И, честно говоря, у родителей нет ни лишнего времени, ни лишних сил, ни лишних денег на такие спектакли.

Евгений Лакинский, Гатино (Квебек)

Начало занятий

Первый понедельник сентября в Канаде всегда выходной — День Труда. В зависимости от года, школьные занятия могут начаться в последние дни августа или первые дни сентября — до или после выходного.

Родителям заранее передают всю необходимую информацию (иногда в конце предыдущего учебного года, иногда — по почте). На аккуратных распечатках — даты начала занятий, номер класса ребенка и длиннющий список всех школьных принадлежностей, которые нужно купить (от карандашей и тетрадей — до спортивной формы и рюкзаков).

И вот, наконец, первый день учебы. Родители собирают детей и ведут до школы. Дети одеты, как всегда — аккуратно, но не нарядно. Никакой школьной формы, никаких белых бантов. И никаких цветов или подарков.

В школьном дворе не пройти: родители, дети, одинокие учителя. Как дети, так и родители ищут глазами знакомых. «Вот Филипп! А вот Лоран!» — показывает нам сын на приятелей. Вот уже несколько ребят встретились и побежали играть.

Но родителям не до забав, ибо в них есть важная миссия: найти класс. Ежегодно ребенок в новой группе, с новой учительницей. К забору прицеплены бумажки с номерами классов («1-й год», «2-й год» и т. д), номерами групп (например, 021) и именами сестер. А снизу — список детей. Возле каждого такого объявления — сама госпожа учительница. А рядом — уже «найдены» дети из списка и некоторые из их родителей.

Родители, понятное дело, знакомятся с учительницей и по очереди морочат ему голову разными вопросами. А она терпеливо выслушивает: такая уж у нее работа, чтобы быть педагогом и с детьми, и с родителями.

И если ты такой балбес, что опоздал и не помнишь номера группы, то плывешь этим человеческим морем от объявления к объявлению («извините, разрешите продвинуться на два сантиметра?») и читаешь список за списком — пока не обретешь имени своего ребенка. А как нашел — ура! Жмешь учительнице руку и передаешь ей свое чадо.

Через некоторое время директор объявляет, что такой-то класс уже может заходить в школу. А остальные пока ждут на школьном дворе. Это все не для торжества, а чтобы не было давки.

Ну и ждешь, пока не позовут класс твоего ребенка. А тогда машешь ей рукой и идешь к школьному секретариата заполнять бумаги и платить за «продленку».

Обычно, взрослых (кроме персонала) в школу не пускают. Даже родителей. Пребывание любого взрослого человека четко регламентировано. Утром родители не могут проводить ребенка до дверей класса, а вечером должны ждать возле школы, извне. Даже в первый день занятий только родители маленьких детей могут пройти с ними к классу (в Квебеке в школу идут с 5 лет, в Онтарио — с 4-х).

Родители попадают в помещение или на родительское собрание, или когда администрация им назначила rendez-vous. А еще — до школьного секретариата в начале года, чтобы уладить формальности.

Необязательно все заполнять/ оплачивать в первый день, но так удобнее. И вот уже мы выстраиваемся в коротенькую очередь — человек 5-10.

Прекрасная возможность поговорить с другими родителями. Вот чья-то мама и чей-то папа обсуждают хоккейную команду, в которой играют их дети. Спрашиваю у них подробности — и они наперебой рассказывают, что хоккей — это здорово: дети учатся играть в команде, становятся сильнее, ответственнее. Но это отнимает чуть ли не все свободное время: как не тренировки, то соревнования. Нам такой график не подходит: у нас по вторникам — скауты, по субботам — украинская школа, а по понедельникам, возможно, будет футбол.

Твоя очередь. Заполняешь бумаги, платишь банковской карточкой и говоришь: «До свидания». Теперь можно идти на кофе: на пару часов ты — свободный человек.

Последний день занятий

Занятия заканчиваются в июне, числа 20-23 (в зависимости от года). 24 июня в Квебеке — Национальный праздник (день Св. Иоанна Крестителя). Итак, школа заканчивается накануне.

Опять-таки, никаких линеек и последних звонков. День как день. Но поскольку он последний, то учителя организуют игры для детей. Ну а потом желают хорошего лета.

Но учительница нашего класса проявила инициативу: дети пригласили своих пап на День Отца. В Канаде День Отца — третье воскресенье июня, следовательно, даты подходят.

Дети своими руками сделали для нас подарки, а мы принесли пирожные и сок. Нас пустили в класс на втором этаже, где мы посидеть за партами и попраздновали с детьми. Потом мы убрали за собой и аккуратно вышли из школы. И детям, и нам было приятно. Обычно такого не устраивают, но это была очень добрая учительница.

После школы — тоже как всегда: тех, кто живет далеко, отвозит школьный автобус (тот самый, что привозил их утром); те, кто живет близко и зарегистрированы как «marcheurs» («пешеходы») идут домой сами, пешком. И, как всегда, на перекрестках стоят специальные люди с красными значками «стоп» и переводят детей через дорогу. А многих забирают родители.

Вот и все, обучение закончилось. Теперь — каникулы до конца августа.
А в частных школах?

У одного коллеги дети ходят в частной католической школы в Оттаве. Спрашиваю, как проходит первый день занятий. Он не понимает вопрос: день как день. Зато последний день школы действительно особенный: дети показывают театральный спектакль для родителей.

Спрашиваю про цветы и подарки учителям. И здесь он с большим усилием вспоминает, что когда-то очень давно действительно была такая традиция: в первый день школы каждый ребенок дарила учительнице одно яблочко. Но сейчас такого не делают.

Рассказываю о украинские торжества на первое сентября. «О, и у нас что-то такое было! — говорит он. — На первое причастие сказали нарядить детей в белое и принести цветы».

Post scriptum

Жизнь в Канаде во многом скромнее, чем в Украине. Когда новоприбывшие из Тернополя увидели уютное оттавское кафе, то возмутились: «У нас такие хорошие кофейни, а здесь все такое простое!» Не знаю, что они сказали, когда заметили отсутствие торжеств на «день знаний».

Здесь живут экономно. Много кто может позволить себе жилье (в кредит), машину (часто в кредит) и путешествие раз в год. Но есть также высокие налоги и являются североамериканские цены. Надо напряженно работать, чтобы все это выплатить, а отпуск — 2 — 3 недели в год.

У многих и жилья с машиной нет, но работать все равно надо на полную, потому что все дорого. А детей надо возить на занятия, спорт, различные кружки. А оставлять ребенка до 12 лет дома одну, без присмотра — уголовное преступление (а значит — или находишь бебиситера, за деньги, или сам «бебиситствуешь»). У людей просто нет сил, времени и лишних денег на ненужный официоз.

Пару раз мы делали подарки учительницам — на Рождество: праздничную открытку и шоколадные конфеты. Просто, чтобы сделать человеку приятное. Мало кто такое делает.

Некоторые учительницы и сами дарят детям на праздники какие-то безделушки. Но чтобы кто-то собирал с родителей деньги на шикарный подарок учительнице или, тем более, директору — это как с другой планеты. Разве это какая-то очень выдающаяся учительница и родители все вместе решили сделать ему сюрприз (но я про такие случаи не слышал).

Не хочу идеализировать канадские школы — их можно долго и заслуженно критиковать. Чем мы, родители, и занимаемся довольно регулярно: сойдемся на вечеринке или на детской площадке — и начинаем делиться разными несправедливостями со стороны учителей и ошибками школьной администрации. Об этом, как о погоде, можно говорить часами. Но «белых фартушков» в этом списке «грехов» нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ