А штрафовать — некому: Парламент в пять раз увеличил административные штрафы за загрязнение лесов мусором

6

А штрафувати -- нiкому: Парламент у п'ять разiв збiльшив адмiнiстративнi штрафи за забруднення лiсiв смiттям

За такое нарушение гражданам теперь придется выложить от 425 до 850 гривен, должностным лицам — 850 — 1700 грн.

Засоренность лесов — очень актуальная проблема. Больше всего отходов выбрасывают в посадках, прилегающих к селам. После отдыха на природе жители не имеют куда девать отходы, и так леса превращаются в стихийные свалки. Немало людей свозят мусор из городов и сел до тех же дубрав и рощ.

Проблема в том, что нет контроля за тем, чтобы кто-то не заезжал в лес и не высыпал там отходы. Вот в Киеве и в других больших городах очень популярная услуга — «вывоз строительного мусора». Стоит это в среднем три тысячи за грузовик. Есть два пути избавиться потом от этого хлама. Или вывезти на полигон твердых бытовых отходов, где по его отгрузки надо официально заплатить тысячу гривен. Или просто высыпать его в овраге или лесу, сэкономив эту тысячу. Преимущественно используют вторую схему, рассказывает Алексей Василюк, заместитель председателя Национального экологического центра Украины.

То есть штрафовать есть кого. И государство теоретически заинтересовано в повышении штрафов, потому что они идут в бюджет. Если задержать тысячу нарушителей и с каждого «сбить» хотя бы 800 гривен, получается неплохая сумма. Но этого у нас никто не делает. Потому что не существует ни одного государственного органа, который бы контролировал лесные территории и мог остановить того или иного нарушителя. Да, есть лесники, но наложение штрафов не входит в их компетенцию, они следят за состоянием насаждений. Прокуратура утратила функции надзора. Есть полиция, которая патрулирует, но к ее полномочиям экологические функции также не принадлежат.

Один из нардепов в свое время подавал законопроект о том, чтобы все статьи экоинспекции из админкодекса продублировать на полицию, чтобы та могла задерживать нарушителей экологии. Но ни один депутат профильного комитета не поддержал этот документ, поэтому его не вынесли на сессию. Остается экоинспекция Но она тоже ничего не патрулирует, ее сотрудники сидят в офисе и ждут, когда им поступит поручение из главного офиса. Самостоятельные решения на местах не принимают.

Представим ситуацию. Мы идем по лесу, видим, что грузовик высыпает там мусор. Нас это возмущает, поэтому не даем выехать машине с места нарушения. Звоним экоинспектору, но он говорит, что не приедет. Почему? Потому что мы ему должны написать письмо, где будет аргументировано, что нарушены наши с вами права. И только тогда он обратится в центральную экоинспекцию, которая даст ему письменное поручение поехать на то место. Да, он приедет, но через месяца два, когда и следа не останется от нарушителя. Уверен, что чиновник экоинспекции еще напишет нам грозную ответ. Что, мол, будьте внимательны, не вводите в заблуждение служащих, потому что я вот приехал на указанное место, но никакого нарушителя там нет.

Вывод такой: сколько штрафы не повышай — больше нарушителей от того ловить не будут. Для того чтобы эта смена была полезной, нужно, или чтобы экоинспекция начала оперативно работать и патрулировать территорию, или же создать новый орган, например, экологическую полицию. Еще один вариант-предоставить полномочия Нацполиции налагать такие взыскания. Иначе проблему не решишь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ