Декоммунизация коснется и праздники украинцам могут отменить выходные

5

Декомунізація зачепить і свята, українцям можуть скасувати вихідні

Государственные выходные на праздники советского происхождения отменить, а взамен ввести новые, более соответствующие духу времени.

В этом заключается суть проекта закона “О государственные и другие праздники, памятные даты и скорбные дни”, который разработал Украинский институт национальной памяти и за который вскоре будут голосовать депутаты.

В частности, вместо 8 Марта предлагается установить государственный праздник и выходной Шевченковский день 9 марта. Вместо 1-2 мая — ввести во вторую пятницу сентября День семьи как выходной. А выходной день 9 мая — День победы на нацизмом во Второй мировой войне (этот праздник остается государственным) перенести на 8 мая День памяти и примирения.

Еще одна новация: предлагают отказаться от переноса на понедельник праздничного дня, если он приходится на субботу или воскресенье. Исключение составят Рождество и Пасху. Итак, после принятия закона количество праздничных выходных уменьшится с 11 до 9.

Понятно, что это не нравится многим. В обществе идет острая дискуссия о целесообразности изменений. Готово ли наше общество праздновать по-новому?

— Чем обосновано отмены некоторых государственных выходных дней?

— Историей их появления в нашем календаре, — объясняет Сергей Рябенко, научный сотрудник Института национальной памяти, соавтор законопроекта. — Скажем, выходной день 2 мая вообще случайно появился. Это произошло, когда в 2000 году в 71 статью Кодекса законов о труде вносились изменения, отменив праздник 7 ноября, день большевистской революции. Тогда этот выходной перенесли на 2 мая, прибавив в 1-го.

Очевидно, что праздники, которые мы отмечали и 8 марта, и 1 мая, и 9 мая, является наследованием советской традиции. А те праздники, которые должны иметь статус государственных, должны быть исторически обоснованы и привязаны именно к украинской традиции и государственности.

— Избавиться от «совковых» праздников стоило еще 25 лет назад, — говорит Алексей Куринный, юрист, эксперт Центра международных прав человека в НаУКМА. — Они ассоциируются у нас со страной-агрессором, с искаженными историческими фактами. И празднования по этому поводу — это неуважение к самим себе, нехватка элементарного рефлекса самосохранения.

— Я бы на месте Президента и Верховной Рады такие новации не одобрял, — не соглашается правозащитник Семен Глузман. — Далеко не все украинцы настроены так патриотично, как предполагают в Институте национальной памяти.

В общем, идеологически я согласен с отменой названных праздников. Но думаю о тех людях, для которых они много весили, которые скажут: “Ну вот, чем они занимаются, а мне есть нечего!” Для внедрения таких новаций нужно выбирать время. Сначала экономику поднять…

Это вроде и мелочь, но когда таких мелочей набирается много, нарастает недовольство. И это может помочь расшатать ситуацию.

— А как насчет 8 Марта? Женщины сетуют: их лишают возможности получить хоть раз в год букет и услышать комплименты!

— Я из тех людей, которые хотят сохранить 8 марта как официальный выходной, — говорит Марта Чумало, активистка гендерного движения, заместитель председателя ОО «Женские перспективы». — Но я настаиваю на том, чтобы вернуть этому празднику первоначальный смысл и назвать Днем борьбы женщин за свои права. В советские времена его суть исказили, превратив в «праздник трех тюльпанов». Но этот день нужен нам, украинкам, чтобы выйти на акции, пикеты и громче заявить о наших проблемах.

— Утверждение о «неуважение к женщине» я бы назвал «ватной ностальгией». Это манипуляция. Потому что уважение к женщинам не определяется наличием на их честь одного выходного дня, — говорит писатель Андрей Кокотюха. — В целом 8 Марта называют днем, когда мужчины заискивают до женщин, что, по сути, правда. И такая сущность не может соответствовать государственному празднику. Ничто не мешает дарить женщинам цветы и говорить комплименты в любой другой день.

1 мая в украинцев было бы справедливо назвать «Днем посадки картофеля» или «Днем шашлыка». Могут ли претендовать праздника с таким названием на статус общенациональных? На государственном уровне, с официальными выходными, можно отмечать только те даты, которые означают что-то важное для государства.

— Новые праздники, предложенные к внедрению, могут таковыми считаться?

— Если введение Шевченковского дня представляется логичным, то до введения Дня семьи возникают вопросы, — рассуждает Иван Патриляк, доцент исторического факультета Киевского национального университета им. Т. Шевченко. — Думаю, это просто попытка заигрывания с обществом. Мол, мы у вас забираем выходные 1-2 мая, а компенсируем это выходным во вторую пятницу сентября, можно поехать в лес шашлыки жарить.

— Господин Вятрович предлагает нам ряд «поминальных дней» в календаре. И это мне категорически не нравится, — говорит политолог, аналитик Института будущего Юрий Романенко. — Я не понимаю, почему жизнь украинца обязательно должно быть окутано скорбью? Знать и чтить историю нужно. Но я против того, чтобы превратить нашу жизнь в сплошной некролог, разбавленный религиозными праздниками. И почему в светском государстве должны быть выходными религиозные праздники? И только христианские? У нас же и представители других религии живут в стране.

— Но и в других странах мира официальными выходными днями довольно много религиозных дат!

Ю. Романенко: — Успешные страны могут себе позволить частые гуляния. А мы должны пахать. И не искать повода отлынивать от работы, добавляя новые и новые «праздничные дни». Праздники должны соответствовать ценностям. А у нас что получается? Целый год ворую, а потом крещусь на Рождество и Пасху? Я считаю, что мы еще не заработали себе на такое огромное количество праздников, как европейцы.

— Сколько выходных дней на год в европейских странах?

С. Рябенко: — В соседней Польше государственных выходных — 11, в Бельгии — 10, в Германии и Швейцарии — по 9, в Великобритании — 8, в Греции — 7. Если законопроект примут, у нас будет 9 государственных выходных.

С. Глузман: — на самом Деле и 11 государственных выходных дней, которые были до сих пор, — это не так много. Да и вообще, как на меня, количество праздников не является определяющей для нашей экономики.

Ирина ЛЬВОВА, Ирина КОВАЛЕНКО

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ